Суббота, 18.05.2024, 21:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 17 » ШЕСТЬДЕСЯТ ЧАСОВ ВОСПОМИНАНИЙ о войне
21:37
ШЕСТЬДЕСЯТ ЧАСОВ ВОСПОМИНАНИЙ о войне
Так называется творческий проект камерного ансамбля «Кантабиле» Луганской областной филармонии под управлением известного музыканта и гитариста Юрия Коломойцева. Непростой прект, который был задуман еще в начале нынешнего юбилейного года, а затем успешно осуществлен, накануне Праздника Великой Победы, этим мобильным коллективом в составе лишь четырех музыкантов. Цель концерта – в течении школьного часа, а это всего - 45 минут, с помощью песен о войне преподать урок мужества. И на эмоционально-музыкальном уровне рассказать ребятам о том страшном лихолетье, когда огненный смерч войны врывался в судьбы людей, разрушая планы и мечты, опустошая цветущую землю, унося миллионы жизней. Тщательно были отобраны произведения для концертной программы. Это лучшие песни о войне. Свой проект коллектив проводил под эгидой главного управления образования и науки Луганской областной администрации, получив «добро» и поддержку первого заместителя начальника управления, кандидата педагогических наук Дьяченко Б. А., который сразу же оценил всю важность и значение задуманной коллективом программы. Но, начиная свои творческие гастроли пятого апреля в Северодонецке, городе, который всегда с пониманием принимал их и где с нынешней программой песен о войне они, приняв «боевое крещение» на выдержку, выступили в один день на четырех сценических площадках, все же музыканты не представляли, как трудно будет осуществить задуманный проект. Ведь день за днем ранний подъем в пять утра, затем, зачастую неблизкий маршрут по разбитым и ухабистым дорогам. Быстрое знакомство с залом или любой сценической площадкой для выступления, настрой аппаратуры, подготовка костюмов. И самое главное, три-четыре концерта в день, которые неизменно требуют высокого творческого накала: ведь с помощью музыки, вокала необходимо донести свое понимание трагедии войны, боль расставаний, радость встреч и торжество Великой Победы. И как это непросто сначала расшевелить, а затем и пробудить в сердцах детей и подростков ростки интереса к тем далеким событиям. Многие из них так мало знают о войне, почти не знакомы с фронтовыми песнями. А достучаться надо. Ведь в зале уже не внуки, а правнуки тех, кто салютовал в майское небо теперь уже такого далекого 1945 года. Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне. И вот выходит на сцену в концертном платье Наталья, нарядная и элегантная, ведь дети должны понимать, что концерт – это не просто выступление, это праздник души. И голосом, настроем, сердцем певица помогает им понять, что песни были островками боли, радости, надежды, веры и любви в аду войны, когда до смерти четыре шага, а путь к любимой разделяют сотни километров. И все же, даже в таких экстремальных ситуациях, когда жизнь измерялась не годами, а зачастую днями, часами, минутами, помогали выжить песня, шутка, фронтовая дружба и письма любимых. Многие из этих песен вошли в программу «Шестьдесят часов воспоминаний о войне». Очень тщательно отбирал художественный руководитель коллектива Юрий Коломойцев песни для концертной программы. Еще более тщательно продумывал, как же их представить, чтобы дети эмоционально окунулись в то время. Слово, музыка и песня должны были органично дополнять друг-друга, создавая атмосферу тех огненных лет, ведь только так можно разбудить чувства. И, если на глазах педагогов артисты видели слезы и понимание, то до сердец детей надо было достучаться. И уже в начале концерта, чтобы подростки осознали цену Победы в 45-ом, сколько жизней принесено на алтарь войны, сравнил ведущий, что это половина жителей нынешней Украины, то есть каждый второй. И не случайно камерный ансамбль «Кантабиле» начинал свою программу «Песня о солдате», которую в 70-х годах написали молодые авторы – композитор Владимир Мигуля м поэтесса Маргарита Агашина. А в финале Наталья Коломойцева исполняла знаменитую «Катюшу» Матвея Блантера и Михаила Исаковского, песню, которой без малого 70 лет, которую пели в предвоенные предгрозовые годы. Которая была самой знаменитой на фронте, и в честь которой назвали самое грозное оружие Великой Отечественной – «КАТЮШУ», которое во многом помогло приблизить Победу. Песню, которую неизменно пели все 60 лет после Победы. И на всех шестидесяти концертах камерного ансамбля «Кантабиле», концертах, оправдавших многообещающий девиз – «Шестьдесят часов воспоминаний о войне» - неизменно зал подхватывал, где дружно, где вразнобой, припев, как оказалось, всем известной «Катюши». Юрий и Наталья Коломойцевы понимали, что не просто удержать зал: программу надо построить так, чтобы песни были разнообразные и по содержанию, и по ритму, чтобы лирические органично сменяли задорные, жизнеутверждающие. Ведь в песне, как и в жизни радости и горести, трагическое и комическое идут рука-об-руку. И концерты подтвердили правильность задуманного: несколькими емкими фразами представляя песни и историю их создания, Юрий Коломойцев приглашал ребят то во фронтовую землянку, где юные солдаты писали письма любимым, где перед боем звучала песня-исповедь «Темная ночь», то слушатели оказывались на опушке леса, где самозабвенно играл гармонист вальс «В лесу прифронтовом». И поднимали воинский дух и веру в победу неунывающие боевые летчики, которым «Пора в путь-дорогу» и задорно – отважные «Три танкиста», опровергающие неоправданный ореол непобедимых самураев, которые бежали «под напором стали и огня». Поставил акцент, ведущий и на теме интернационализма, призабытой в наше время, но такой нужной всегда, особенно во времена борьбы с фашизмом. И как эхо далеких лет, прозвучали темпераментно молодым гитаристом Иваном Коломойцевым зажигательные «Испанские мотивы». И в этой яркой композиции, посвященной памяти сороковых-роковых, предстала непокоренная Испания. Первой восставшая против фашизма и призвавшая под свои интернациональные знамена патриотов со всего мира. Кульминацией программы стала песня Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана «Если б не было войны», лирический реквием молодым парам, судьбы которых не свершились, дети и внуки которых так и не родились. Всем артистам было не просто, изо дня в день не сбрасывать обороты творческого напряжения. И все же, основная исполнительская и эмоциональная нагрузка легла на хрупкие плечи певицы, солистки Луганской областной филармонии, лауреата Международных и Всеукраинских конкурсов и фестивалей Натальи Коломойцевой. Под финал задуманного проекта, сказалась усталость от дальних дорог, не легких и ухабистых, разболелась спина, а надо было облачаться в нарядное платье, быть изящной и улыбчивой. Но такова уж судьба артиста: «Когда ты на сцене, все горести, боли и обиды – позади, они там за сценой. Ты всегда в форме». Я побывала с камерным ансамблем «Кантабиле» всего лишь на трех из 60-ти концертах, в Лутугинском районе. Районе, где каждая пядь земли полита кровью. Красноречивый факт: Луганск был освобожден в феврале 1943 года, а Лутугинский район, находящийся рядышком, лишь в августе. Прошли в кровопролитных боях зима весна и лето. Остались и обелиски с именами погибших во имя жизни. Я беседовала с ребятами Лутугинских школ и школ поселка Георгиевка, отрадно, что почти все знают о памятниках и стелах в их районе, ухаживают за ними. Написали интересные школьные сочинения на темы: «Имена на фронтовом обелиске» и «История фронтовой песни». В Лутугинском Дворце культуры имени Т. Г. Шевченко прошло два концерта. У слушателей от 5-го до 10-го клласса восприятие концерта было разным, но «Катюшу» пели все. А вот в Георгиевской средней школе №1 собрались ребята из трех школ поселка, публика была не самая лучшая. Но главное, именно в этой школе написаны лучшие сочинения по истории фронтовой песни, бережно поддерживается вот уже 20 лет музей боевой славы… - Не легко нам было воплотить в жизнь проект «Шестьдесят часов воспоминаний о войне», казалось, что взялись за непосильную ношу, очень уставали, но чувство удовлетворения от проделанной работы – огромное: мы поставили цель и мы ее достигли! В какие-то моменты мы чувствовали себя приемниками фронтовых бригад артистов. И, если они смогли выступать под обстрелами, неподалеку от передовой, то и мы сможем воплотить свой проект в жизнь. И воплотили! Это мнение всех участников камерного ансамбля «Кантабиле». А сейчас – выводы из уроков – концертов. Наталья: «Я родилась много лет спустя после войны. Но с этими песнями я росла, я жила этими песнями. Мне была очень близка эта тема, ведь столько смотрела фильмов о войне, рассказы отца, он хоть и был подростком, но видел войну в лицо, своими глазами. Поэтому мне все было близко и понятно. Умение хранить память мы должны передать подрастающему поколению. На разном эмоциональном уровне воспринимались эти песни. Я ведь всегда смотрю в зал, встречаюсь глазами со зрителями. Очень интересными были концерты в Антраците, Лисичанске, Северодонецке на земле молодогвардейцев – Краснодоне, в Меловском и Беловодском районах. Зал подхватывал многие песни, а после концерта выстраивались ребята в очередь за автографами. А дети… считаю, хотя это время и далеко от них и недостаточно внимания уделяется в школьной программе изучению темы Великой Отечественной Войны, но если их знакомить с историей на эмоциональном уровне, то детская память очень восприимчива и они будут помнить, будут своим внукам рассказывать, как отмечалось 60-летие Победы». КОРР: Как возникла идея проводить уроки памяти с помощью музыки? ЮРИЙ: « Это, на наш взгляд, хороший антипод тому, что происходит с жанром песни сегодня. Ведь в подавляющем большинстве современные песни без содержания, без мысли, без идеи, направлены на сиюминутные моменты, на шоу. И, поэтому, в нашей программе показаны песни-символы эпохи. Песни, которые несут глубину мысли, имеют прекрасное мелодическое звучание – это есть то, что передает атмосферу тех грозовых лет, величие подвига нашего народа, величие авторов создававших эти песни. Сказать, что везде одинаково принимали, я не могу, но стремление узнать неизвестное было у всех. Отличие заключалось в том, что в тех школах, где проводится внеклассная работа по патриотическому воспитанию, где она трогает сердце подростка, это сразу заметно. И видно, где это проходит формально. Короче говоря, многое зависит от того, с каким чувством и с каким эмоциональным запалом преподносится история детям. А о своем проекте теперь твердо могу сказать, уже после сорокового концерта, мы все поняли, что не зря не досыпали, трудились, жили в постоянном напряжении. Все это искупилось в аплодисментах, цветах, радостных улыбках. Педагоги нас благодарили со слезами на глазах. Уверяли, что им очень помогли эти концерты найти нужную интонацию в нелегкой работе по воспитанию памяти о войне. А что для артиста может быть важнее, чем подтверждение, что он выкладывается не напрасно? Ради этого мы и живем, и трудимся, и выступаем». КОРР.: Молодой артист камерного ансамбля «Кантабиле» Иван Коломойцев, сын Юрия и Натальи Коломойцевых. И уже в таком молодом возрасте, а он чуть старше ребят, перед которыми выступал, в начале своей творческой биографии, ощутил сполна, что значит напряженный график концертов. ИВАН: «Меня назвали Иваном в честь моих прадедов. Один был связистом, другой – служил в разведке. Мы должны помнить о них, своих прадедах. Впереди у нас свое будущее, но ведь именно они завоевали для нас мирную жизнь. Беседуя с учащимися, мы как-то исподволь поняли, что память о войне, о прошлом лихолетье, которое объединяло наш народ в то время в нерушимый монолит, эта же память через годы, может объединить и нас, юных, которым, поняв прошлое, легче сообща будет не бояться своего, сейчас такого неизвестного, будущего. Ведь, если наши прадеды в таких нечеловеческих условиях выстояли, победили фашизм, то и мы должны достойно жить и не бояться за свою судьбу. Гитара – инструмент, который нравится всем. Ритмы Испании зажигательны и современны, это придает всей программе свежесть и оптимизм». КОРР.: «Александр Левчишин – клавишные инструменты и звукооператор. Артист, который совмещает все то, без чего нам обойтись нельзя», - так представил молодого музыканта Юрий Коломойцев. АЛЕКСАНДР: «Считаю, что такие проекты просто необходимы, чтобы возродить духовные ценности, которые на определенном этапе были утрачены. Нужно поднимать моральный дух общества. Мы выдержали ежедневное боевое крещение песней о войне. Мы убедились, что проект сегодня актуален. И, если на первых концертах Наталье Коломойцевой преподносили скромные букетики подснежников, то на последних дарили море тюльпанов. И мы с удовольствием объясняли слушателям, что название ансамбля «Кантабиле», - это не что-то экзотическое, а в переводе с итальянского – прекрасный голос, прекрасное пение. И мы гордимся нашей солисткой, она – молодец, профессионал. КОРР.: «ШЕСТЬДЕСЯТ ЧАСОВ ВОСПОМИНАНИЙ О ВОЙНЕ», 60 эмоционально насыщенных концертов, охвативших почти всю Луганскую область и через толщу времени, через 60 лет, прошедших с той фронтовой поры, артисты надеются, что зажгли искорки памяти в юных сердцах. Ведь память сердца живет в народе на генном уровне, надо только не давать ей угаснуть.
Просмотров: 1267 | Добавил: juriy | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: